Размер шрифта: A A A
Цветовая схема: # # #
Пенсионная грамотность

 

 

Пояснительная записка Общероссийского Профсоюза образования по проектам Федеральных законов «О страховых пенсиях», «О накопительной пенсии» и «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О страховых пенсиях» и Федерального закона «О накопительной пенсии»

 

Анализируя изменения пенсионного законодательства, хотелось бы отметить, что Минтрудом России к данному моменту подготовлены законопроекты, которые более конкретно позволяют судить о реалиях, ожидающих нас, чем это было в предлагаемой ранее Стратегии долгосрочного развития пенсионной системы Российской Федерации.

Если говорить об ожидаемых результатах, то это означает, что будет создана новая система, позволяющая  гражданам формировать свою пенсию  из  нескольких  «самостоятельных» источников, состоящих из  государственной системы обязательного пенсионного страхования с входящими сюда  страховым и накопительным компонентом, корпоративной и негосударственной (частной) пенсией.

Также предлагается новая формула расчета страховой пенсии, по которой  её объем  будет зависеть от целого ряда показателей. В   том числе   не только  и не столько от величины заработной платы,  но и  от страхового стажа, т.е.  количества  лет, которые  работник  проработал до оформления пенсии, и от дохода ПФР в  год получения  работником пенсии. Например, коэффициент  возраста для работников, имеющих стаж на момент оформления пенсии менее 30 лет  повлияет на  общую величину страховой пенсии ,т.к. денежная масса будет перераспределяться  в пользу работников, имеющих больший трудовой стаж, за счет тех, у кого этот стаж меньше.  При этом если вдруг какой-то год окажется неудачным в части дохода ПФР,  то соответственно и это отразится  на уменьшении объема страховой пенсии.  Таким образом, предлагаемая новая формула расчета страховой пенсии заведомо не даст работникам  бюджетной сферы какие-либо преференции, а наоборот, еще больше может  усложнить проблему их пенсионного обеспечения. Тем более, что  работники бюджетной сферы не могут рассчитывать на  участие в корпоративной пенсионной системе (т.к. работодатель не имеет возможности  её финансировать)  и  вряд ли смогут  (в силу своих доходов) самостоятельно формировать частную (добровольную) пенсию.

 Остается добавить, что размер пенсии у работающих пенсионеров, несмотря на удержание страховых  взносов,  не будет пересчитываться, т.е. увеличение пенсии может быть возможным только за счёт доходности ПФР.

С учетом вышесказанного, мы считаем, что введение новой формулы расчета страховой пенсии не будет служить улучшению пенсионного обеспечения работников бюджетной сферы и вряд ли должно находить поддержку с нашей стороны и тем более не может служить основанием для отказа от накопительной части пенсии.

 

Есть в законопроектах и положительные для работников бюджетной сферы позиции: во-первых,  благодаря, в том числе, обращениям Ассоциации Профсоюзов работников непроизводственной сферы Российской Федерации к Президенту и Правительству России, предоставление досрочной пенсии для работников бюджетной сферы сохранено в прежней редакции  ( т.е, для тех же категорий работников образования выход на пенсию осуществляется при достижении 25 летнего педагогического стажа) и во, вторых, позиция Минтруда по вопросу сохранения накопительной  пенсии была изменена,  и на сегодняшний день у работников бюджетной сферы  остается   возможность увеличения  общего размера пенсии за счёт управления   накопительной пенсией.

Накопительная пенсия финансируется не на принципе ответственности поколений, а за счет отчислений работодателя (6% от его фонда оплаты труда), сделанных в пользу конкретного работника.  При сегодняшней и, особенно, завтрашней демографии -  это достаточно значимая позиция. При успешном управлении  накопительной пенсией  (со средней доходностью не ниже уровня инфляции)  -  её  размер может составить существенное  дополнение к  страховой пенсии.  Такое управление, на сегодняшний день, могут обеспечить только негосударственные пенсионные фонды и частные управляющие компании.  Следует добавить, что  накопительная пенсия – та часть, которая  наследуется в установленном порядке.

 Сегодня законопроекты предоставляют  работнику возможность определиться,  какой процент  накопительной части  пенсии они оставляют за собой.  По умолчанию, 4% взноса    будет передано на страховую часть пенсии. Это касается «молчунов», чьи накопления управляются Внешэкономбанком. Для тех же, кто уже  выбрал НПФ или частную управляющую компанию, по умолчанию остаются 6% накопительного взноса. Таким образом,  сегодня  работникам  образования необходимо  определиться  с тем, будут ли они уменьшать размер своей накопительной составляющей за счет передачи ее части в страховую часть трудовой пенсии или нет. Здесь стоит повториться, что  сохранить ( и приумножить при успешном управлении)  все 6% накопительной части можно передав её под управление в НПФ или частной управляющей компании.

Сегодня от работников  требуется более активное, осознанное отношение к формированию своей будущей пенсии. Конечно, с этой целью и от самого работника и от нас требуется организация работы по повышению уровня финансовой грамотности, в том числе в вопросах пенсионного обеспечения.

Это посильно для нашего Профсоюза, поскольку он располагает единственным в бюджетной сфере отраслевым пенсионным фондом, способным, при участии своих специалистов, помочь организовать в территориях работу по повышению уровня финансовой грамотности в вопросах пенсионного обеспечения. В то же время, за счет социального характера самого фонда, он способен предложить работникам образования высокую доходность и надежность в случае сотрудничества с ним.

Cайт создан по технологии "Конструктор e-Publish"